Драгоценный обесцененный малыш.

Повесть о забытом прорыве советской авиации –

от состарившегося автора

Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые события. Справа – герой тех событий и автор этих строк.

Часть 3, 1-е издание, иллюстрированное (v1)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Гром среди ясного неба

2. Потери или смерть?

3. От любых гроз придуманы зонтики

4. Размышлизмы перед самоубийством

5. Безумству храбрых…

6 Письмо Префекту ВАО[1] г. Москвы Н.Н. Евтихееву

(публикация не завершена)

Приложение:

1.        Что говорит реклама? ЯК-40: 1.1. История проекта и эксплуатации его детища \

1.2. технические характеристики ЯК-40 \ 1.3. Двигатели 1.4. оборудование 1.5. Модификации самолёта и особенности.

2.        Что говорит реклама? ЯК-42: 2.1. История проекта и эксплуатации самолёта \ 2.2. технические характеристики ЯК-42 \

2.3. Модификации самолёта и особенности.

3.        фото ОКБ им. Яковлева

5. Безумству храбрых…

Самолеты. Самолет Як 42.Модификации и характеристики самолета Як 42

фото со страницы http://www.aviatrans.ru/jak42.html

У меня не было недостатка в срочных заданиях по работе. Не бездельничал. Но переживали ли Вы скуку и беспокойство от того, что поручаемое вам – привычно выполняемо?

А рядом – есть нечто, достойное внимания и испытания сил[2], но в руки оно не даётся…

Но на эту "тему" нельзя "перейти" – её никто не берёт[3].

А перешедшему с низкой должностной категорией - грозит исполнение только простых чертежей. Подсобником в рутинных работах я быть не хотел. Это – не моё!

Нет особого интереса в изготовлении простых чертежей, когда кто-то другой делает рядом то, что определяет главные черты прибора. Ты соучаствуешь, но не в основном.

А хочется стать значимым.

Веришь и чувствуешь, что можешь, только что окружающим до твоих амбиций?

А пока даже не знаешь истории заслуг соседствующих ведущих. И любопытство запрещено "1-м отделом"…

И что ты им можешь предложить кроме своих амбиций?

Объявить себя ведущим?

Неплохая идея.

Но что вызовет это, кроме смеха?

"Безумство храбрых", которое воспел ещё "буревестник революции" Максим Пешков (оставшийся и после получения популярности под псевдонимом Горький), могло окончиться признанием безумства, неадекватности поведения, закрытия дорожки к "росту"…

Быть не "как все" среди "нормальных" - большое безумство …

Тут самоназначением - ничего не возьмёшь. А "за неадекватность" - тебя вообще начнут избегать. В лучшем случае.

Неадекватные, нестабильные, - ненадёжны…

Но это – как шаг в никуда. От "причала" отплывёшь (тебя прогонят или уволят), а "курс и груз" - не получишь (тебя не назначат для ведения проекта, вообще обрекут всю жизнь шайбы чертить или вносить исправления в чужие чертежи по чужим указаниям)…

Изгнанный с чужого корабля – не получит ни плота, ни соломинки…

И изгнанного или сбежавшего, без рекомендаций и достойной характеристики[4] – не примут на приличную работу. И что тогда?

Надо было предложить что-то такое, от чего никто не мог бы отказаться.

В этой истории – главным тузом было бы требуемое решение этого почти неисполнимого задания. А его пока не было.

В работе над переключающей муфтой я обнаружил два недостатка её применения:

1.        она должна стоять вне цепи точного измерения[5], не разрывая её[6]. Т.е. – в цепи управления скоростью привода или в цепи смены источников управляющего привода. И…

2.        она имела теоретическую возможность не переключить цепочки без их медленного вращения, не имела "самодоворота" из контакта в нерабочее положение.[7]

Этот недостаток равен возможности плановой (возможной) аварии в полёте. Такого планировать нельзя.

Для этого самодоворота колёс (исключения невключения муфты) мне мерещилась иная конструкция зубчатых колёс, которая тогда для обсуждения даже не годилась[8]: так всем "поперёк горла" стал мой спор с Якубовичем.[9]

Сейчас (т.е. в тот год разработки) та идейка была бы "ко двору", но ворота "во двор" - наглухо закрыты. "Тему" (улучшение муфты) никто не брал в разработку.

И моя идея (в случае внедрения при начале проектирования по неосуществимому заданию[10] на прибор) явно "пахла" ещё двумя скандалами.

1.      Она могла "потянуть" на патентование. А это требовало ещё времени и сил. А начальство спешило.

2.      Для её выполнения не было готового оборудования и технологий. А делать станки и приспособления – дополнительно к кризисному прибору – это уж совсем через чур![11]

Нужно было решение, не отягчённое дополнительными проблемами. Если такое решение возможно.

Но, может, предполагаемые мной риски создания новой технологии и патентования - были бы легче создания нового самолёта?

А всё тянуло к проектированию самолётов с совсем новым поколением управления.

Но остановить наши полёты за границу на эти годы было нельзя!

Варианты переделок прибора без применения этой моей новации с фантастическими зубчатыми колёсами - казались (мне) худшими. Они и оказались худшими. Но это было потом… Ведь о моих идея пока не знали, да и знать не хотели.[12]

А мне-то это было зачем?

Весь мир вокруг меня твердил, что мои затеи – дело глупое, дикое!…

Не хочешь "нормально" работать, - уходи…

Пришлось мне прибегнуть и к партизанской разведке. В разработке предыдущего прибора участвовал и инженер-электронщик нашего ТКО-5 - Николай Егоров[13], которому я помогал советами в жилищном законодательстве (он мечтал вырваться из тесной коммунальной квартиры в Центре Москвы в отдельную нормальную квартиру[14]). Он был ознакомлен с заданием на переработку прибора и пересказал мне его в части необходимых мне данных.

Он был соразработчиком предыдущих ПЗВЭ и ССВЭ для ЯК-40. И он был ознакомлен с новым заданием на их переделку. В условиях международной значимости скандала и задания, раскрыть мне гостайну было не предательством (а ему могли присудить такое!), а подвигом (но это не признали пока).

А был он опытным и осторожным инженером. И ни один чекист или начальник не выступил бы в суде в его защиту. Он не "проболтался", он сознательно нарушил подписку "о неразглашении"…

Он уже знал много из моих размышлений и проделок на пользу страны. И он верил, что мне что-то удастся придумать.[15]

Хотя ведь многие знали не меньше. А всё же считали "свою рубашку – ближе к телу"…

Ну да, мало ли таких вот случаев доверия, обернувшихся сопредательством?

Эх, а мало ли случаев доверия, когда "на безрыбье" случайная помощь спасала и крупные разведоперации?

Я в КБ ещё и 10 лет не отработал. Да из них ещё уходил перед Олимпиадой на стройку поработать за квартиру… Кому как, Николаю этот выход был актуален. Но он не пошёл. На место "ведущего" его бы уже не вернули. "Свято место пусто не бывает"… А моей афёрой он восхищался[16], хотя она мне здоровья сильно поубавила[17]

В Задании на прибор функцию переключения скоростей вращения счётчика - предлагалось "разместить" на ручке вращения счётчика. В простейшем варианте – это торцевая зубчатая муфта, передающая вращение то - одной "ветке" редукторных колёс, то – другой. Городить кулачковые, рычажные или иные механизмы тоже не возбранялось. Но они громоздки, а места нет.

Главное для внедрения – дать решение, близкое к ожидаемому, иначе его не примут.

Да только под счётчиком, где проходила ручка, места для муфт переключения и для создания ступеней редуктора - не было. Значит, это уходило с осью-ручкой в ступени редуктора за счётчиком, в отдельный узел или отдельный ярус осей редуктора, увеличивая длину оси-ручки и габарит прибора. А длинная тонкая и выдвигаемая из прибора ручка обретала риск слома.

Исплюёшься от грядущих "перспектив"…

Избежать участия в этих проблемах – было легче и благоразумнее, чем рваться к ним!

А у меня в ту пору и своей текущей работы было – навалом!

И отвлекаться на эти фантазии можно было только после работы. Но всё же из любопытства и азарта (дома! усталый после работы) я просмотрел все справочники по редукторам и механизмам, которые я нашёл в библиотеках и у знакомых. Справочники Марка Якубовича можно было листать только у него дома. И он удивлялся этой моей суете самообразования: ведь мне никогда (до получения должности ведущего конструктора) не дадут самостоятельный прибор!

А в них эта проблема может не повториться.

Ну, повод для самообразования, конечно, хороший… Пригодится. Может быть…

Ни один из просмотренных мной хороших справочников не был создан специально для авиаприбористов, для создателей механизмов тонких и чутких… А справочники для прибористов казались спримитивизированными под учебные пособия для начинающих.[18]

Ветераны КБ не помнили ни одного прибора с необходимыми механизмами переключения, подобными воображаемой мной конструкции. И все приборы со сложными редукторами не были столь малы

Ни один подходящий механизм из справочников нельзя было втиснуть в имевшееся пространство.

О мерещившихся мне механизмах - в справочниках и намёка не было…

Оставался ещё утомительный поиск среди изобретений. А фонд механизмов в Патентной библиотеке[19] очень велик! Если не сидеть там в фондах с утра до вечера (а кто ж тебя пустит?[20]), то ездить вечерами после работы можно годами…

Ручка с бьющимися при переключении зубчатыми колёсами торцевой муфты - вертелась у меня в голове, стояла перед глазами при поездке в транспорте…

Кто не испытал это, - скажу: изматывает такое весьма изрядно.

И я мысленно стал отбиваться от них по-мушкетёрски…

Звоны шпаг и зубчатых колёс… Острые рёбра зубьев замелькали в виде шпаг, отбивающих удары…

Шпаги не боятся сильных ударов.

Зубья редукторных колёс не могли быть подвижны и упруги, как шпаги. И не могли быть тонки, как иголки.[21]

И зазвенели короткие гладиаторские мечи…

Будь при КБ психолог и оценка состояния сотрудников, - не миновать мне было б "психушки"[22] при таких галлюцинациях!… Правда, других "убрали" бы по другим событиям. А кадров и так не хватало. Потому, может, в стране вообще не было таких тестов и наблюдений у "технарей"…

Если б меня "привели в чувство", "вернули б на землю", - прибор и изобретение не появились бы…

Удары мечей - сильные, но их острые лезвия не крошатся. Если ими не лупить - лезвие в лезвие.[23]

Эврика!

Нужны специальная форма и наклон зубьев, встречающих удар!

Зубьев-шпаг у колёс пока никто не делал. Делали колёса с зубьями – как во рту бегемота, - пенёчками, пробочками. Такие колёса применяли и в механизмах мельниц, и в часах. Но никак не для ударов ими…

Другое дело – рога козлов и баранов!

Но бараны в драках стремятся именно к сильному удару, а не к уклонению от него. Одно слово – бараны!

А мне надо спасти зубья от последствий удара.[24]

И опять замелькали в мозгу картинки…

Прямые мечи гладиаторов сменили кривые ятаганы…

Да! Рёбра встречных зубьев должны быть наклонены и изогнуты, чтобы увести удар в сторону и довернуть зубья от сил удара, ввести их в зацепление…

Для смягчения удара – это хорошее решение. А вот для сил, передающих вращение через сцепленные зубья торцевой муфты, это ведёт к потерям передаваемой мощности, к отталкиванию сцеплённых зубьев – из сцепления.

Вот, если бы после смягчённого удара – они переходили бы в устойчивое зацепление…

Хотелось чуда...

Бьющиеся мечи торцевых зубьев напомнили о находящихся над ними обычных зубьях цилиндрического зубчатого зацепления. Мечи соскальзывали во впадинки их зацепления…

Торцевые зубья могли из смягчённого удара перевести к зацеплению цилиндрических колёс, если торцевые зубья создать на торцах зубьев цилиндрического зубчатого колеса.

Один бой, главный, захват нужной идеи в собственной голове, - я выиграл. Теперь предстояла сложная миссия предложения этой идеи от "недостойного" – "наверх".

1986-1996-2006

(статья не закончена. Продолжение следует)

К продолжению \ к оглавлению \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а.с. \ "символ легальной советской каторги" \ "Последний вкладыш"

История создания унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки \ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор \ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\ оперотряд \\

 

 

Переход к меню сборника №1 "УНИКУМ"

"Уникум, мечтавший о безработице"

"И один в поле воин" \ Новомосковск

"Капризный новичок"

Книга 1. Дума о Думе \ Выход в архив изданного

Книга 3. 1-й Поэтический сборник \ Что такое плохо?

Книга 4. Выборы и избранники \ Что такое хорошо?

Книга 7. О демосе демократической страны

К сборнику №3 "Северный флот" \ афоризмы

К сборнику №4 "Вечные студенты"

К сборнику №5 "Электронная Россия"

Статьи Маленкова С.К. \ архив публикаций

история сайта \ новояз \ Фоторисунки

журналистика Маленкова С.К.

Рекорды Маленкова С.К. \ фотогалереи

правовые концепции Маленкова С.К.

К сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы"

Сборник №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра"

Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ

Тематическая таблица предложений Маленкова С.К.

Использованные нормативные акты \ Чёрный список

Безумные идеи ХХ века

Страничка Маленкова на stihi.ru (стихи)

К оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива"

К международным событиям \ www.vno.narod.ru

К общероссийским событиям

МЭРзости жизни \ Статьи от ДомЖура

 

о событиях в Москве \ Безумные идеи ХХ века

Сборник №9 НеПУТёвые гонки ("президентские")

Страничка Маленкова на proza.ru

ã Фонд гражданских инициатив  Ò, МО МОИП, 1993-2012

ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов

Гражданская инициатива – журнал об отношениях в обществе. Индивид и государство, права и гарантии, преступления и наказуемость, армия и мир, воин и закон, сила и право, самоуправление и самообразование, заказчик и служащий, декларации и правила без дыр, бедность всё создающих и богатства их использующих, собственность и бизнес, справедливость большинства и достоинство гениев  Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка

и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 1 000 000 000 (миллиард!) посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

"Гражданская Инициатива" на других порталах:  www.bigherald.narod.ru \ www.fogrin.narod.ru \ www.fogrin.narod.ru/medtrans/index.html \ www.nik-kozlov.narod.ru \ www.pu22.narod.ru \ www.santaelena.strana.de \ www.president4rf.narod.ru \ www.prezident16.narod.ru \ www.superuniqum.narod.ru \ www.teach2teach.narod.ru \ www.uniqum.fo.ru \ www.uniqum.strana.de \ www.vno.narod.ru \\ www.golova1-2006.narod.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod.ru \ www.glovanova.moikrug.ru \ www.alyscheva-l.narod.ru \ www.andrumos.narod.ru \ www.a-rytoff.narod.ru \ www.bychkovavg.narod.ru \ www.dkhroshin.narod.ru \ www.evdokimovagn.narod.ru \ www.leaders-club.narod.ru \ www.medtransp.narod.ru/index.html \ www.orlik08.narod.ru \ www.radiozov.narod.ru \ www.tat-indrickova.narod.ru \ www.uniqum-star.ucoz.ru \ www.vtchistov.narod.ru \\ www.alyscheva-l.narod2.ru \ www.andrumos.narod2.ru \ www.bychkovavg.narod2.ru \ www.dkhroshin.narod2.ru \ www.evdokimovagn.narod2.ru \ www.fogrin.narod2.ru \ www.golova1-2006.narod2.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod2.ru \ www.leaders-club.narod2.ru \ www.nik-kozlov.narod2.ru \ www.orlik08.narod2.ru \ www.president4rf.narod2.ru \ www.prezident16.narod2.ru \ prostak1.livejournal.com \ www.pu22.narod2.ru \ www.radiozov.narod2.ru \ www.superuniqum.narod2.ru \ www.svistok.ru/users/uniqums \ www.teach2teach.narod2.ru \ www.tat-indrickova.narod2.ru \ www.vno.narod2.ru \ www.vtchistov.narod2.ru \ www.zhurnal.lib.ru/m/malenkow_s_k/ \ blog.trud.ru/users/1673356 \ дневник Уникума в Труде \ liveinternet.ru/users/939650 \ malenkov-semyon.moikrug.ru \ uniqum в БлогБастере \ Евдокимова в блог-бастере \ Стихи Маленкова на stihi.ru \ www.stihi.ru/avtor/dekor \ www.stihi.ru/avtor/artistvmu \ proza.ru/avtor/uniqum \ proza.ru/avtor/golovanova1 \\ Маленков С.К. на litprichal.ru \ Маленков С.К. vkrugudruzei.ru \ www.odnoklassniki.ru/semen.malenkov \www.facebook.com/fogrin \

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов, влиятельных людей и простых граждан.

Ссылка на сайт, автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке – обязательна. Коммерческое переиздание без согласования с автором и редакцией – запрещается.

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов,

влиятельных людей и простых граждан.

Наш адрес: 123458, Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31 \ Skype: uniqum53   

E-mail: fogrin@rambler.ru

Предупреждение: Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.

Использование адресов электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного

мусора будет наказываться.

Каталог популярных сайтовЯндекс цитирования

Rambler's Top100раскрутка - AddWeb.Ru

ПРОДВИЖЕНИЕ и РАСКРУТКА 
WEB сайта (сайтов) в сети ИнтернетAddWeb.Ru - раскрутка сайта, продвижение сайта.Находится в каталоге Апорт

Обновление: 01-09-2012fog

 



[1] Восточный административный округ.

[2] Очень созвучно с известными стихами:

Это почти неподвижности мука:

мчаться куда-то со скоростью звука,

зная, что есть уже где-то

некто, летящий со скоростью света…

Только это уже не "некто" и "где-то", это касается лично тебя. Тут и сейчас.

[3] А если её возьмёт другая бригада, то не факт, что возьмут в это дело и тебя!… Не факт, что тебе в той

группе будет комфортно… Жизнь начинающего конструктора не проста, особенно, если он не ценит и не

бережёт уже полученные блага…

[4] А ещё хуже – могли дать звание "летуна", искателя лёгкой жизни, незаслуженных выгод или карьеры.

Характеристики пожизненно хранились в "личном деле", передавались меж кадровыми службами.

[5] А она связывала стрелки и счётчики зрительного образа пилота с "индикатором обратной связи" – его

электросигналом эквивалента механического указателя.

[6] Не было датчиков, прямо указывающих на положение цифр счётчика (числа на счётчике, видимого

лётчиком). Позже я предложил такое устройство, но внедрять решили более плохое устройство

начальника отдела – Скотникова В.Я., т.к. только внедрение изобретения гарантировало денежное

вознаграждение за него. Но в описываемые дни я ещё не готов был для разработки и внедрения этой

идеи, т.к. не было в моих руках (по приказу на проектирование) прибора, на котором можно было это

внедрять. Творить "на полку" или "в корзину" – не было желания и сил. Не давали внедрять и опробовать

ничего, что не было вписано в план по указе "сверху" (с соответствующей оплатой из бюджета). Мой

датчик избавлял бы от редуктора между указателем (счётчиком) и датчиком обратной связи. Но об этой

идее и проблеме – в другом рассказе.

[7] Речь о лобовом ударе торцевых зубчатых венцов – остриями зубьев, которые могут иметь и плоские

встречно расположенные площадки (в зависимости от технологии изготовления). Это маловероятный,

но недопустимый "отказ", авария. Возможно, - исправимая повторной попыткой. Этот недостаток

устранялся моим изобретением, описываемом в этом рассказе, и ставшем в основу выхода из кризиса,

с описания которого я и начал рассказ.

[8] А это устранило бы дефект и риск сразу в нескольких приборах. Но скорее начальство оставит риск

(и вину на Якубовиче), чем доверит что-то новичку (и риск от этого возьмёт на себя).

[9] Я фактически надолго был отстранён от плановых работ, а таких "творческих отпусков" никому не давали.

[10] Был ещё один вариант: наказание за несанкционированные работы, что могло "пахнуть" и тюрьмой.

[11] Денег и времени на это не дали бы. Да ведь и результат был не очевиден (или предсказуем был только

вариант провала).

[12] Позже на курсах патентоведения нам рассказали о японской традиции выслушивать любые предложения

рабочих и работников. Хороший хозяин выслушает всё учтиво, поручит спецам разобраться в

предложенных идеях. В СССР же требовали считать начальников - всегда умнейшими. ("Ты - начальник,

я – дурак").

[13] Он, к сожалению, уже умер. В отношении меня он был Благородным Рыцарем, покровителем,

защитником, подсказчиком.

[14] И вырвался-таки. Я был гостем в обоих его жилищах.

[15] Часть задания по доработке электроники всё равно досталась бы ему. Не было исполнителя на разработку

механики самого прибора ПЗВЭ (и комплекта ССВЭ).

[16] В очередниках на жильё можно было жить лет 10-12, а по договору квартиру получить – за 2 года.

И многим её не дали, ложно оформив прогулы, справоцировав соучастие в пьянстве (попробуй с

бригадой не выпить!)… Власти "сэкономили"… Эти преступления остались не наказанными. С бригадой

я не пил и за год сдал два экзамена на повышение разряда, за что в бригаде сожгли мои спецовки и

украли инструменты из "общебригадной" каптёрки… Не повезло с "народным признанием"…

[17] Я получил сотрясение мозга при защите правопорядка, уволен был по состоянию здоровья, не

совместимым с требованиями стройки. Но на стройке мне пришлось таскать тяжести сверх всех норм

СНИПП, КЗоТ, ТБ (инструкций по техники безопасности) и т.п. Стройка и власти за преступления это не

сочли и своей ответственности не признали.

[18] Я пытался справоцировать справочник-энциклопедию по применению механизмов в приборах. Для

этого надо было в документацию о каждом приборе включить таблицу использованных в нём

механизмов. Для работы и эксплуатации прибора эти данные не имели значения, а для внедрения этой

идеи нужен был хоть один заказчик, какими могли быть издательство энциклопедий и Академия

Наук. Они не поняли моего предложения. А у меня не было времени для настойчивости и пропаганды

идеи. Открытому распространению каталога-реестра используемых в технике механизмов мешали

интересы секретности некоторых разработок авиапрома. Энциклопедию механизмов в приборах тогда

надо было вести в открытой и секретной версиях, т.е. ещё более дорогой.

[19] На Бережковской набережной в Москве.

[20] На такие поиски ездили бы многие, как на отдых с самообразованием, план и результат которых нельзя

задать и востребовать. Откуда ждать добросовестности у понуждаемых, личной цели не имущих?

[21] К тому же их мнимые диаметры были пропорциональны меняющимся радиусам поверхностей в точке

удара.

[22] Больницы для психически больных, куда отправляли людей с "навязчивыми" идеями. Врачи ведь цену

технических новаций и механизмы их рождения оценить не могли. Для них все изобретатели – "психи".

[23] У рубящего оружия делали специальные участки для разрушения лезвий противника. А тут у меня была

"задача наоборот" – любые удары не должны вызвать разрушение.

[24] Не допустимы ни пластические деформации, ни выкрашивание.

Hosted by uCoz